Сказки для родителей

Нельзя и можно.

Медвежонок Тёма родился лютой зимой в глубокой темной теплой берлоге. Мама обрадовалась его появлению, прижала сыночка к себе покрепче и уснула. А медвежонку спать не хотелось, ему, как всякому, кто впервые куда-нибудь попадает, хотелось узнать, где он, кто и что его окружает, почему все именно такое и не бывает ли еще как-нибудь иначе. Если к тому же добавить, что Тёма кроме сногсшибательной любознательности обладал удивительно жизнерадостным характером, словно родился не хмурой зимой, а солнечным летом, то можно представить, как туго пришлось его сонной маме.
Молодая медведица вынуждена была, несмотря на одолевавший ее сон, воспитывать несмышленыша. Она шлепала его по толстой мохнатой попке и ласково порыкивала: "Нельзя".
- Нельзя теребить маму за уши, когда она спит.
- А за что можно теребить? - спрашивал Тёма, но не получал ответа.
- Нельзя кувыркаться и бегать по берлоге. Нельзя делать дырки в валежнике, который закрывает вход.
- Почему? - спрашивал Тёма и опять оставался без ответа или получал очередное "нельзя" и шлепок по попе.
Иногда мама была не очень сонная и в ответ на Тёмины вопросы отвечала:
- Почему, почему... По кочану...
- А как это: по кочану? - не унимался Тёма. - А что такое кочан? Можно с ним поиграть?
- Нельзя! Сказано нельзя, значит нельзя, - произносила мама, не изменяя своим привычкам.
Вот так вот! И никаких объяснений. Тёма был в растерянности. Все, что бы он ни делал, все было нельзя. А поскольку спать ему по-прежнему не хотелось, в голову стали приходить разные мысли, которые позволили смышленому медвежонку сделать вывод, что "нельзя" - это то же самое, что "можно", только иначе называется. Не может же мама взаправду все подряд запрещать. Ведь если бы она чего-то действительно не разрешала, то она обязательно сказала бы, что и как можно делать. А раз она этого не говорит, то значит "нельзя" и "можно" - одно и то же.
Спустя какое-то время с потолка берлоги закапала вода. Тёме это очень понравилось, он бегал и ловил языком капельки. А одну, самую большую, он поймать не успел, и она стукнула медведицу по носу. Тёма ожидал, что мама начнет опять свои "нельзя", но она вдруг окончательно проснулась и стала разгребать валежник. Тут медвежонок впервые увидел солнце, оно было красивое и теплое. Тёма помогал маме расчищать выход, хотелось поскорее выбраться наружу. Но мама схватила его за заднюю лапку и рявкнула свое любимое "нельзя", что, впрочем, не помешало Тёме выскочить на полянку перед берлогой первым.
Медведица показывала сыну окрестности и не забывала между делом воспитывать. Оказывается, нельзя было есть снег, лежавший островками на полянке с пробивающейся зеленой травкой, нельзя было лазать по деревьям, шлепать по лужам, долго смотреть на солнце... Но Тёма все это делал. И чем строже мама произносила слово "нельзя", тем усерднее сын лазал по деревьям, шлепал по лужам и делал другие нельзяшные дела.
Уставшая от бесконечных Тёминых проделок, Медведица жаловалась соседкам, какой у нее непослушный, упрямый сын. А тот смотрел на маму своими ясными глазенками и был уверен, что она его хвалит.
- Нельзя прыгать в речку! - кричала мама.
Тёма находил бережок покруче, прыгал со всего маху в самую середину реки и улыбался, ожидая маминой похвалы. Он видел, как мама качает головой, но думал, что так она выражает свое удовольствие. А суровый вид на себя напускает, потому что боится показаться слишком нежной, ведь она же настоящая медведица.
Когда Тёма подрос, он стал гулять не только под маминым присмотром. Иногда ему случалось уходить далеко в лес совсем одному.
Стоял теплый августовский день. Летали разноцветные бабочки, ласково шелестели березы. Тёма шел через чащу и напевал веселую песенку. Вдруг он увидел интересный предмет, который лежал под огромным листом папоротника и поблескивал, когда его касался солнечный лучик. Пролетавший мимо дятел крикнул Тёме:
- Не трогай! Нельзя! Это капкан!
Но Тёма ведь был уверен, что нельзя - это можно. Он решил отнести капкан маме и расспросить, как с ним можно играть. Однако только попытался он взять диковинную штуковину, как что-то щелкнуло, и острые металлические зубья впились в доверчиво подставленную лапку. От боли у медвежонка потемнело в глазах. Он попробовал побежать к маме, но не смог - капкан крепко его держал. Тёма заплакал и впервые подумал, что он чего-то не понимает в этой жизни.



10.09.2008
© Надежда Иволга

 

Та-та-та

По тридесятому царству разнеслась весть, что у Василисы Прекрасной и Ивана-Царевича родилась дочь. Все вокруг считали малышку счастливой, поскольку по их обывательскому мнению она должна была наследовать красоту матери, ум отца и богатство обоих родителей. Но, увы...
Девочку нарекли иноземным именем Грета. Быть может, поэтому, а может, еще по какой причине лицом она вышла в бабку своего отца, отличавшуюся странной для царского рода неказистостью, а умом сильно не дотягивала даже до матери, Василисы Прекрасной.
Много ли, мало ли прошло времени, а настала пора Грете в школу идти. С первых же дней стало понятно, что отличницей девочка не будет. Это очень сильно расстроило ее родителей, особенно отца. Иван-Царевич исправно ходил на все родительские собрания. Он садился за самую последнюю парту, опускал глаза и внимательно слушал учительницу, надеясь уловить похвалу в адрес своей дочери. И снова, увы...
Хвалили Емелиного сына за исключительные математические способности. Восторгались каллиграфическим почерком внучки Кощея Бессмертного. Сообщали о призовых местах, которые занимали на школьных спартакиадах близнецы из семейства Горынычей. Даже дочку Марьи-искусницы не раз отличали за особые успехи в рисовании. И только про Грету никогда ничего хорошего не говорили. Читала она хуже всех в классе, писала как курица лапой, считать и вовсе не умела. Всякий раз, вернувшись с родительского собрания, Иван-Царевич принимался за воспитание дочери. Он ее не бил, никогда даже не кричал на нее, а просто с методичностью хорошо отточенной пилы говорил примерно следующее:
- Вот я в твои годы не только умел бегло читать, а даже знал наизусть многие стихи и рассказы наших классиков. Мама твоя, хоть не Бог весть, какого ума, но таблицу умножения еще в первом классе выучила. А ты!.. Все условия тебе предоставлены: и комната отдельная, и книги, и компьютер - ни в чем ведь не нуждаешься. Учись только. Вон у соседского Игнашки компьютера нет, а он первое место на школьной олимпиаде по биологии занял. Или хоть Варвару взять. Ее мачеха то и дело шпыняет, черной домашней работой изводит, а она в школу каждый день - бегом, а обратно - с полным портфелем пятерок. А ты... Ну что молчишь? Вот только и знаешь, что молчать. Хоть бы пожалела отца с матерью. Нам ведь стыдно соседям в глаза смотреть. Подумать только - дочь-двоечница...

Грета послушно сидела и выслушивала отцовские нотации. Конечно, Игнашка и Варвара умные, до невозможности умные, куда за ними угнаться... Варвара к тому же еще и красивая очень. Сколько бы Грета ни старалась, такой ей не стать ни за что. Поэтому она покорно слушала, но не слышала отца. Просто смотрела в окно на несущиеся друг за другом облака, и в ее головке рождалась музыка, звуки которой невозможно было никому пересказать. Вот если бы у них дома был рояль, тогда, быть может... Но папа не согласится, и так он вон сколько денег потратил... Да и Грета просить не станет, просто будет тихонько про себя напевать:

Та-та-та та-та-та та-та-ти-та
Та-та-ти-та та-ти-та та-та...

Напевать, пока хватит сил. Пока окончательно не привыкнет к мысли, что она хуже всех, что она ни к чему не способна.
А потом... А потом Грета выйдет замуж и тоже будет заставлять своих детей учиться, рассказывая им, как отлично читал стихи их знаменитый дедушка. И про себя приврет, что, дескать, старательной была ученицей, не то что...

10.09.2008
© Надежда Иволга

У 40 нянек

Жила-была девочка-Леночка. И были у нее мама с папой, две бабушки, три дедушки, девять тетушек, столько же дядюшек да еще пятнадцать родственников с неизвестными названиями. Ни у кого из них не было других детей, кроме Леночки, которую они дружно называли своим Солнышком и Светом в Окошке. 
Счастливая, скажете, была девочка? А вот и ошибаетесь. Это была самая несчастная девочка на свете, хотя поначалу она об этом не догадывалась. Нет, подарков, конечно, на каждый праздник было у нее много, даже слишком много. Конфеты лежали в каждом кармашке. Велосипедов в чулане стояло три штуки. Но согласитесь, если самое замечательное и необыкновенное происходит ежедневно, то оно перестает быть замечательным и необыкновенным, а превращается в будничную серость. Это-то и произошло с Леночкиной жизнью. 
Только она просыпалась, а одна из бабушек или мама уже несли ей в постельку сладкий пирожок с чаем. 
- Не хочу чая! - капризничала Леночка. 
Ладно, ей тут же готовили какао. 
Умыв девочку теплой водичкой, взрослые начинали ее одевать. 
- Хочу платье голубое, с золотыми цветами, - хитро говорила Леночка, потому что знала, что такого у нее нет. 
Прекрасно, вызывали тетю Ядвигу, которая работала волшебницей. Она тут же наколдовывала требуемый наряд, хотя день был самый обычный, а не праздничный. 
- Я сегодня пойду в школу одна, - топала ножкой Леночка. 
- Конечно, конечно! - все бабушки и дедушки, превозмогая желание взять дорогое дитя за руку, рассредоточивались цепью по микрорайону и сопровождали внучку до самой школы, стараясь быть незамеченными. 
Вернувшись из школы, Леночка изображала из себя смертельно уставшую и едва слышным голосом произносила: 
- Не могу делать уроки. 
Какие проблемы, вызванивали дядю Толю, экстрасенса. Он быстренько решал все задачки, потом делал пассы руками, чтобы в Леночкиной голове хоть что-нибудь осталось, чтобы она хоть чуть-чуть представляла, как решаются задачи. 
Так вот и жила девочка-Леночка. Здорово, скажете? А ничего тут здорового нет. Даже самой Леночке годам к 13 все это жутко надоело, и стала она в открытую на родственников покрикивать. Сначала тихонько, потом громче и, в конце концов, самыми грязными словами научилась их называть, ничуть этого не стыдясь. 
Они поначалу удивленно терпели все выходки своего Солнышка, а потом начали исчезать. Первыми испарились родственники без названия. Леночка почувствовала их отсутствие, когда на очередной день рождения получила почти в два раза меньше подарков, чем обычно. 
Потом исчезли еще несколько тетушек, почти все дяди и два дедушки. Этого Леночка даже и не заметила. Но зато когда после очередного ее топанья и криков хлопнули дверью дядя Толя с тетей Ядвигой, Леночке пришлось туго. У нее перестали появляться обновки. Мама с папой покупали, конечно, ей одежду, но это было ничто по сравнению с Ядвигиными подарками. От Леночки сразу отвернулись ее подружки-модницы. Им теперь было неинтересно с ней общаться. А самым страшным оказалось то, что Леночка совсем не умела учиться. Теперь, когда дядя Толя задачки не решал и руками над ее головкой не водил, надо было как-то самой справляться. А горе-ученица даже не знала, с какой стороны книжка открывается. Естественно, школьные учителя стали ставить двойки. 
Мама, папа, две бабушки и оставшийся дедушка были в полной панике. Они вовсю старались помочь своей ненаглядной Леночке, а та отбрыкивалась руками и ногами да еще громко кричала, чтобы оставили ее в покое. А как оставить дитя в покое, если оно несчастно? Ведь задача взрослых в том и состоит, чтобы создать условия для счастливой жизни ребенка, помочь несмышленышу, поддержать его, подсказать что-то в нужный момент. Тут ведь нельзя устраниться, нельзя оставить в покое, не дай Бог, что случится, пока ребенок один. 
Только, видать, Леночкины родственники все-таки перестарались. 
А что с Леночкой стало, даже говорить не хочется, потому что грустно очень.

17.09.2008
© Надежда Иволга

Как меня зовут?

Жил-был розовый Поросенок. И не розовый, а так, в крапинку, как во время ветрянки бывает. И не поросенок, вроде... 
Нет, все-таки поросенок. Потому что мама с утра кричала: "Что за свинья раковину зубной пастой измазала?" А свинья и поросенок, надо полагать, одно и то же. Или вот вчера, за ужином, папа сказал:  "Ну, что ты жрешь, как кабан? Ешь аккуратнее!" Кабан - животное большое, клыкастое... 
Поросенок посмотрелся в зеркало. Нет, не похож. Но, с другой стороны, отцу родному виднее. Подошла бабушка, потрепала по холке, чмокнула в щеку, умиленно пропела: "Поросеночек мой! Я пирог испекла. С капустой, как ты любишь". 
"А ну, отойди от зеркала, боров прыщавый", - рявкнула сестра и, встав на освободившееся место, принялась разглядывать свой пятачок. Ей предстояла нелегкая работа - замазать, запудрить, стереть с лица красный прыщик, умудрившийся вскочить на самом конце носа. Поросенок вздохнул - с сестрой не поспоришь, когда она на шесть лет старше. 
Мимо проходил Барсик. Он хоть и кот, а имя имеет. Поросенок взял котяру, сел в кресло, уткнулся в мягкую шерсть понимающего друга и тихо произнес: 
- Барсик, а ты-то хоть знаешь, как меня на самом деле зовут?

19.09.2008
© Надежда Иволга

Сказка для ребенка

"Я говорю, ей говорю, что не могу остаться с ней, что она несколько дней поживет у бабушки, а потом я приеду. Всего несколько дней, мне надо по работе. А она (трехлетняя дочь) не хочет меня слушать, закрывает уши, убегает и плачет. Как ей объяснить и не расстроить при этом?" - сокрушается мама очаровательной трехлетней малышки.

Ответ на вопрос, заданный обеспокоенной мамой, прост и сложен одновременно. 
Он прост, потому что такая несложная вещь, как сказка, способна подготовить ребенка к неприятной, но необходимой ситуации - отъезду мамы. Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки. 
Сложность полученного ответа заключается в том, что далеко не всегда у уставшей мамы найдутся силы, время, желание и фантазия для того, чтобы не просто почитать детскую книжку, а сочинить сказку для ребенка. Не обычную сказку, а такую историю, которая бы производила желательный терапевтический эффект.
Однако основную сложность представляет собой исключительно совершение первого шага, как впрочем, и в любом другом начинании. В данном случае это принятие решения: я буду сочинять сказку для ребенка! Тем более что самостоятельно сочинять сказку придется очень недолго: дети быстро, активно, с большим желанием включаются в этот процесс.


Итак, приступаем к сочинению сказки. Сначала выбираем сложную ситуацию: в данном случае это вынужденный отъезд мамы на несколько дней. Ребенок знает о предстоящем событии, беспокоится, переживает, говорит, что не отпустит маму, не останется с бабушкой. Здесь важно решить, какие моменты должны войти в сюжет сказки, а для этого необходимо четко представлять сценарий ваших действий: как надолго вы уезжаете, кто будет проводить время с ребенком, будет ли он в этот период посещать детский сад и многое другое. 
Вам хотелось бы, во-первых, избежать "предварительных" капризов, во-вторых, сохранить собственное спокойствие в этой ситуации, в-третьих, иметь возможность сказать ребенку правду: "меня не будет несколько дней" и сберечь при этом хорошие взаимоотношения.
Следующий этап - выбор героев сказки. Вы обращали внимание, как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально "входят" в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально <проживают> все сюжетные перипетии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: "...это ведь не со мной происходит, а с ним..."
Желательно, чтобы для Вас и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в Вашей сказке. Это важно в том случае, если Вы хотите регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ: зайчиков, колобков, грузовичков - выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка.
За несколько дней до отъезда можно начать рассказывать сказку про мамину командировку. Почему используется именно формулировка: "начать рассказывать"? Потому что вы наверняка замечали, что дети в возрасте 2.5 - 5 лет очень любят сказки с циклическим сюжетом (когда один и тот же сюжет повторяется многократно с незначительными вариациями: сказка "Колобок", "Теремок", "Репка"), а также многократные повторения одной и той же сказки. Поэтому в рамках подготовки ребенка к отъезду мамы сказка будет рассказана многократно, дополнена большим количеством подробностей, станет совместным произведением взрослого и маленького рассказчиков.
 

Сказка про командировку

Жили-были в лесу в маленьком домике папа-заяц, мама-зайчиха и сынишка-зайчишка. Папа-заяц и мама- зайчиха очень любили своего сынишку: они много с ним играли, гуляли, ездили в зоопарк, купаться на море (этот список можно пополнять своими любимыми способами проводить время с ребенком)...
К сожалению, не всегда зайчики могли проводить время так, как им хотелось бы. У каждого из них была своя работа.
Папа-заяц работал каждый день на работе, а иногда приносил даже работу домой и подолгу сидел за компьютером. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка в такие вечера уходили на долгие прогулки, а если оставались дома, то вели себя тихо-тихо, как мышки, чтобы не мешать папе.
Зайчишка-сынишка работал в садике мальчишкой. Это очень интересная работа: иногда легкая и веселая, иногда сложная и трудная. Очень непросто бывает слепить филимоновскую игрушку и красиво раскрасить ее, или научиться польку танцевать, а скольких трудов стоит выучить стихи ко всем утренникам: Зато там много друзей: мальчиков-зайчиков, девочек-белочек - с ними можно играть, меняться игрушками, рассказывать им интересные истории!
Мама-зайчиха обычно сначала заводила сынишку-зайчишку на его работу, а потом убегала на свою. Но так было не всегда, иногда маме-зайчихе приходилось работать очень далеко от дома, и зайчишку тогда на работу отводил папа-заяц.
За день до того, как уехать работать далеко, мама-зайчиха обычно забирала зайчишку из садика пораньше, чтобы провести с ним побольше времени. Они гуляли или заходили в кафе...
- Мама, ты сегодня грустная, - обычно зайчишка замечал мамино настроение.
- Да, мальчишка-зайчишка, я сегодня грустная, потому что завтра мне придется уехать на несколько дней. До пятницы вы с папой будете вдвоем, а я буду очень-очень скучать по своим мальчишкам, - печально сказала мама-зайчиха.
Зайчишка опечалился. Он хотел завтра показать маме ежика, которого он слепил сегодня, но до завтра ежик должен был сохнуть: Еще зайчишка подумал, что завтра им с папой придется слушать будильник, чтобы проснуться, а не ласковые мамины слова: "Мальчишки-кочерыжки, просыпайтесь! Солнышко и завтрак давно уже встали!". Зайчишка посмотрел на маму, она сидела совсем грустная. Зайчишка решил ее утешить.
- Мама, мы будем скучать без тебя, но ведь ты совсем ненадолго! 
- Да, сынок, ненадолго!
- А давай, мама, мы с папой тебе здесь какой-нибудь сюрприз приготовим, а ты нам с работы тоже сюрприз привезешь?
Мама засмеялась, нежно прижала к себе зайчишку, поцеловала в макушку и сказала:
- Договорились, солнышко!
Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка посидели еще минутку, обнявшись, а потом пошли домой, держась за руки и улыбаясь. Они больше не были грустными.

Сказку можно наполнить узнаваемыми деталями: это любимые способы проведения свободного времени, детали, касающиеся работы родителей и пребывания ребенка в детском саду, слова, сопровождающие утреннее пробуждение.

После окончания сказки ее необходимо обсудить с ребенком, можно задать такие вопросы:
Почему мама-зайчиха была грустная, когда забирала из садика зайчишку?
Что зайчишку огорчило?
Что интересного придумал зайчишка?
Почему мама-зайчиха и сынишка-зайчишка перестали грустить?

Можно провести параллели между сказочными событиями и событиями, которые предстоят ребенку в жизни. Однако можно этого и не делать, потому что ребенок бессознательно воспримет сказочную ситуацию, как свою.
Таким образом, можно обыграть любое событие, которое необходимо принять ребенку, от укладывания спать до курса уколов, предстоящего ребенку. 

30.03.06
Анна Бердникова, психолог
Новосибирск

Назад