Признаки для родителей

- К концу первого месяца жизни ребенок никогда не кричит перед кормлением.
- К концу второго месяца не произносит гортанные звукосочетания («эхе», «экхе» и «эге»).
- К концу третьего месяца не появляются первые протяжные сочетания звуков «эй», «вэ», «эйге», то есть не появляется лепет (сочетания звуков, неопределенно артикулируемых).
- К концу четвертого месяца не улыбается, когда с ним разговаривают.
- К концу пятого месяца не произносит отдельные звуки или слоги (например: «га-га-га», «ба-ба-ба»). Не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами предметы, которые называет мама («где мяч?», «где часы?»).
- На 6-7 месяце жизни ребенок не начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их («ма-ма-ма», «тя-пя»).
- К концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо отдельными звуками.
- К концу восьмого месяца не умеет шептать.
- К концу девятого месяца не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов («тик-так», «бух», «дай»), а в лепете не выделяются отдельные многократно повторяемые слоги («ма-ма», «да-да»).
- К концу десятого месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать рукой в знак прощания.
- К одному году не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не способен выполнить простейшие просьбы (например, при словах «принеси мне мяч» не может отыскать его и принести); не произносит осмысленные звуки или слоги, соотнося их с определенными объектами, например «аф-аф» - собака, «га-га-га» - гуси, «дай», «баба», «дядя», «тетя»...
- К одному году и четырем месяцам не может адекватно употреблять слова «мама», «папа», «дай», «на» и «нет».
- К одному году и восьми месяцам не может произносить шесть осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называет взрослый.
- К двум – двум с половиной годам не строит короткие фразы из двух-трех слов; не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»; в лексиконе не появляются слова «я», «ты», «мне»; словарный запас менее 250 слов.
- К трем – трем с половиной годам не пользуется законченными предложениями из 5-8 слов; не может ответить назвать свою фамилию и имя; не может показать какая линия из трех самая длинная; неправильно использует формы единственного и множественного числа; не разграничивает настоящее и прошедшее время; не употребляет простые предлоги.
- К четырем годам не может рассказать о том, что видел или слышал; не запоминает небольшие стихотворения; не запоминает названия цветов и деревьев; не может назвать особенности внешнего вида животных; имеет словарный запас менее 3 тысяч слов; не знает значения ряда слов: «локоть», «кабина» и т.д.; не может пересказать короткую сказку или рассказ («Репка», «Колобок», «Теремок», рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого); не способен дифференцировать звуки; если речь ребенка понимают только близкие в условиях повторяющихся ситуаций.
- К пяти годам ребенок не произносит правильно все звуки (дефекты произношения звуков часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомами других, более сложных нарушений общего недоразвития речи, дизартрии, фонетико-фонематического недоразвития речи). Также стоит забеспокоиться, если к этому возрасту словарный запас ребенка менее 3500 слов и он не пользуется структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; не может без дополнительных вопросов составить пересказ сказки из 40-50 предложений (что свидетельствует об отсутствии навыка монологической речи); допускает ошибки в образовании относительных прилагательных со значением соотнесения с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. (Платок из пуха какой? Пухный, пухавый…); неправильно согласовывает числительные с существительными (три медведем); неправильно согласовывает прилагательные с существительными, в роде, числе и падеже (книги лежат на большим столах); допускает ошибки в употреблении падежных форм множественного числа (много куклов); делает ошибки в использовании предлогов, пропуская, заменяя или не договаривая их (ездил в магазин мамой и братиком, мяч упал из полки); если эти ошибки носят стойкий характер. 

Все эти признаки говорят о нарушениях в формировании грамматического строя речи, что является симптомами общего недоразвития речи или задержки речевого развития.

Назад